f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

ЛАЗАРЕТ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА В ПЕТРОГРАДЕ

Текст

Заведение, входившее в систему городских лазаретов, созданных в Петрограде на благотворительных началах в годы I Мировой войны. Находилось в ведении Всероссийского союза городов.

Созданию лазарета предшествовала публикация воззвания начинавшегося словами: «Величава и прекрасна война, ведомая Россией». Оно было обращено к художникам, поэтам, зодчим, музыкантам, танцовщикам, актерам, «всем творцам искусства, всем соучастникам его и созерцателям», которым предлагалось внести «свою жертву на устройство Лазарета Деятелей искусства Петрограда». Председателем Правления организации стал актер В. Н. Давыдов, вице-председательницей – актриса М. А. Потоцкая. В Правление вошли также балерина Т. П. Карсавина, историк литературы С. А. Венгеров, композитор А. К. Глазунов, художник И. Е. Репин, актер Н. Н. Ходотов; секретарем стал искусствовед М. В. Бабенчиков; в Ревизионную комиссию вошли художники К. К. Вроблевский, П. И. Геллер и Е. Е. Лансере. В организации Лазарета активное участие приняли военный врач и художник Н. И. Кульбин, устроительница выставок Н. Е. Добычина, Анна Бенуа (жена А. Н. Бенуа), В. Т. Жуковская-Бак, А. Н. Чеботаревская. Первоначальный адрес Правления: Эртелев (ныне Чехова) пер., 6.

Лазарет под городским номером 93 открылся 9 ноября 1914 в помещении приюта Братства во имя Царицы Небесной (Б. Белозерская ул., ныне ул. Воскова, 1, угол Введенской ул., 1). Он был оборудован на 10 офицерских кроватей и 58 кроватей для нижних чинов. Все кровати были художественно оформлены и снабжены табличками с указанием благотворительных организаций, частных жертвователей или художественных деятелей, в чью память делались пожертвования. Имелись кровати имени журнала «Сатирикон», Общества «Мир Искусства», Артистов Придворного оркестра, Товарищества передвижных художественных выставок, Общества внепартийных художников, Общества петроградских художников, Театра «Кривое Зеркало», Института истории искусств, Художественного бюро Н. Е. Добычиной, Школы ритмической гимнастики Жак-Далькроза, Л. Н. Андреева, Ф. И. Шаляпина, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, В. А. Серова, В. Ф. Комиссаржевской и др. Были учреждены и именные палаты для нижних чинов: Общества имени А. И. Куинджи, Малого театра, Артистов Оркестра имени гр. Шереметева и др.

19 октября 1914, еще до открытия Лазарета, в залах Общества поощрения художеств состоялся художественный аукцион общества «Мир искусства», весь сбор от которого (около 8 500 руб. за 262 произведения) был направлен на организацию нового заведения. В начале 1915 и весной 1916 общество «Мир искусства» организовало в пользу Лазарета еще два аукциона в залах ОПХ, выручка от которых составила соответственно 6 400 и 3 500 руб.

26 октября – 7 декабря 1914 в Художественном бюро Н. Е. Добычиной состоялась «Выставка картин в пользу Лазарета деятелей искусства», в которой приняли участие 66 художников всех направлений. Там же с той же благотворительной целью были проведены «Выставка трех» (Я. Я. Бельзин, С. Г. Писахов и И. И. Ясинский; октябрь 1914) и выставка общества «Мир искусства» с участием представителей «левых течений» (февраль – март 1915). В марте 1915 в пользу Лазарета в залах Общества поощрения художеств была проведена «Первая футуристическая выставка “Трамвай В”», организованная «левыми» художниками (К. С. Малевич, В. Е. Татлин, И. А. Пуни, О. В. Розанова, Л. С. Попова, А. А. Экстер и др.); на вырученные средства в Лазарете была заведена офицерская кровать имени выставки «Трамвай В». Отчисления в пользу Лазарета поступали и от других публичных мероприятий представителей авангарда, в частности, от лекции Малевича и Пуни «О кубизме, футуризме, супрематизме, о выставке “0,10”», прочитанной 12 января 1916 в Концертном зале Тенишевского училища.

28 марта 1915 в Зале армии и флота на Кирочной ул., 1 в пользу Лазарета был устроен вечер современного искусства «Поэты – воинам», в котором участвовали А. А. Ахматова, А. А. Блок, Игорь Северянин, Ф. К. Сологуб, звучали стихи В. Я. Брюсова и О. Э. Мандельштама в исполнении актрис М. Ф. Андреевой, М. А. Потоцкой и В. В. Стаховой, романсы С. Н. Василенко, А. Т. Гречанинова, М. Ф. Гнесина, Б. Б. Красина и И. Ф. Стравинского на стихи К. Д. Бальмонта, А. А. Блока и Ф. Сологуба в исполнении З. Н. Артемьевой-Леонтьевской и Л. А. Андреевой-Дельмас; актрисы О. А. Глебова-Судейкина и Е. Н. Семенова исполнили танцевальные номера, а группа учащихся студии В. Э. Мейерхольда представили интермедию «Саламанкская пещера» М. Сервантеса. Весной 1915 в пользу Лазарета был выпущен поэтический сборник «Краса» под редакцией С. М. Городецкого.

В благотворительных мероприятиях в пользу заведения, проводимых на различных площадках город, помимо упомянутых лиц, участвовали А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, Н. А. Аксакова, О. Н. Бутомо-Названова, А. М. Девет, Д. М. Мусина, Л. А. Морацевич, О. М. Окунева, С. С. Полоцкая-Емцова, Ю. Э. Озаровский и др. Систематически устраивались литературно-музыкальные вечера и в самом заведении. А. Н. Чеботаревская два раза в неделю обучала там выздоравливающих воинов грамматике, арифметике и географии.

К 1 мая 1915 на нужды Лазарета было собрано пожертвований почти на 28 000 руб., из которых более половины поступило от устройства различных культурных мероприятий. Расход за то же время составил 22 425 руб. Лечением при этом воспользовались 157 человек (в их числе был прибывший с фронта поэт Н. С. Гумилев).

Деятельность Лазарета прекратилась после 1917 года.


Лит: Лазарет деятелей искусства в Петрограде: Воззвание. Пг., 1914; Выставка картин в пользу Лазарета деятелей искусства: Каталог. Пг., 1914; Б-съ М. Выставка в пользу Лазарета деятелей искусства // Искусство и жизнь. 1915. № 1. С. 6; Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983; Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников. СПб., 2008. С. 459-460.


А. П. Керзум, Д. Я. Северюхин

Персоны

Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Источник