f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич

Текст

13 августа 1830 (с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.) – 20 мая 1869 (С.-Петербург)

Священник, общественный деятель и духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Сын диакона села Рождествено. В 8 лет остался сиротой. Был устроен родственниками в Александро-Невское духовное училище, затем учился в училище при Петропавловском соборе и в Духовной семинарии, откуда в числе лучших учеников был направлен в Духовную академию. Окончил последнюю в 1855 (одновременно с о. Иоанном Кронштадтским) со званием магистра богословия, затем около года преподавал словесность и Священное Писание в семинарии. В 1856 женился на дочери прот. Г. А. Смирягина (позже – основателя Петровского благотворительного общества в память 200-летия со дня рождения Петра I) и в том же году был рукоположен в священники Христорождественской церкви (церковь Рождества Христова на Песках – 6-я Рождественская, ныне Советская ул., 6; снесена в 1934).

С 1856 – член Комитета, учрежденного для церковно-исторического описания С.-Петербургской епархии, с 1860 – его секретарь. Итогом трудов этого комитета стало фундаментальное 10-томное издание «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». В одном из первых томов предполагалось поместить его статью о епархиальных благотворительных заведениях, но эту работу прервала преждевременная смерть. С 1861 – член Императорского Археологического общества.

В 1860 был приглашен вел. кнг. Еленой Павловной в качестве духовного наставника в Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, но уже в 1862, из-за расхождений с нею во взглядах на организацию общины, был отстранен от этой должности.

22 мая 1860 открыл в С.-Петербурге Владимирскую воскресную школу, содержавшуюся на средства Городской ремесленной управы и ставшую одной из первых в столице. В октябре того же года основал в своем приходе Христорождественскую воскресную школу, где безвозмездно преподавал сам и привлекал к преподаванию семинаристов. В 1861 по благословению покровительствовавшего ему митрополита Исидора (Никольского) составил «Правила для преподавания Закона Божия и для наблюдения за обучением в воскресных школах С.-Петербургской епархии», а также стал цензором книг духовного содержания для воскресных школ. Однако в июне 1862 высочайшим повелением воскресные школы повсеместно были закрыты, поскольку власть увидела в них рассадники безверия и социализма (в 1864 запрет был снят).

Писал стихи и песни, сотрудничал в журнале «Странник» (1860), в котором опубликовал поучения, рассказы и цикл статей «Заметки приходского священника». В 1861–1865 вместе со священниками И. Флеровым, Д. И. Флоринским и И. Г. Заркевичем издавал журнал «Дух Христианина». В ряде выступлений критиковал состояние дел в сфере духовного образования, публиковал корреспонденции о негативных явлениях в жизни столичной епархии, поднял вопрос о введении выборного начала в среде духовенства. На страницах журнала неоднократно высказывал мысль о необходимости создать в каждом приходе кассу для бедных, пополняемую за счет благотворительных взносов.

В начале 1860-х разработал проект создания приходского благотворительного братства, который нашел поддержку у многих своих прихожан. В 1863 на первое крупное пожертвование была нанята квартира, где устроили богадельню для пяти престарелых женщин и приют для нескольких детей-сирот; тут же разместили класс рукоделия и библиотеку. Для дополнительно привлечения средств, с целью устроить в приходе приют для малолетних нищих, издал брошюру «Житие преподобного Алексея, человека Божия», в заключение которой вновь высказал мысль о необходимости создания благотворительных братств в каждом приходе. Позже в его приходе был открыт приют для взрослых нищих, а по выходным и праздничным дням стали организовываться бесплатные обеды для неимущих. Таким образом, было положено начало деятельности Христорождественского Александро-Иосифовское братства, которое стало первым в своем роде и послужило примером для создания подобных в других приходах. Устав братства был составлен в 1863, но из-за сопротивления части городского духовенства утвержден Министерством внутренних дел только в 1869, хотя уже в 1864 Александр II издал закон, утвердивший православные церковно-приходские общества и братства.

В 1866 во время молебствия по случаю счастливого избавления императора от покушения на его жизнь, произнес речь, в которой неодобрительно высказался о помещичьем сословии (к таковому принадлежал террорист Каракозов). За это был фактически выслан из столицы в Нарву. Служил там в Преображенском соборе, где также создал приходское попечительство о бедных. Свои проповеди издал в виде брошюры «На память православным жителям г. Нарвы» (СПб., 1868). Весной 1868 его вернули в С.-Петербург и определили служить в церкви св. Апостолов Петра и Павла при Обуховской женской больнице (Загородный пр., 47). Здесь он основал «погребальную кассу» для похорон неимущих, умерших в больнице.

Скончался от тифа, которым заразился, исповедуя и причащая больных. Был отпет в церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости при Обуховской мужской больнице (наб. Фонтанки, 106), поскольку храм, в котором он служил, не мог вместить всех желающих с ним проститься. Похоронен на Смоленском кладбище, куда гроб из храма всю дорогу несли на руках. На могильном камне, ныне утраченном, была надпись: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою для друзей своих». Основанное им братство продолжало действовать до 1917.

Лит.: С-ов Н. Жизнь и деятельность основателя церковных братств на Руси священника Александра Васильевича Гумилевского. С приложением портрета и речей, посвященных его памяти. СПб., 1870; Скроботов Н. Н. Приходский священник Александр Васильевич Гумилевский. СПб., 1871; Рункевич С. Г. Приходская благотворительность в С.-Петербурге. СПб., 1900; Трефилова Т. А. А. В. Гумилевский // Три века Санкт-Петербурга. Девятнадцатый век: Энциклопедия. Кн. 2. СПб., 2003. С. 253-254.

Источник