f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

БЕЦКОЙ Иван Иванович

Текст

3 февраля 1704 или 1703 (Стокгольм) – 31 августа 1795 (С.-Петербург)

Государственный деятель и филантроп, реформатор российской системы детского воспитания и образования, один из основоположников системы социального обеспечения в России.

Внебрачный сын шведской аристократки (предположительно баронессы Вреде) и генерала кн. И. Ю. Трубецкого, попавшего в 1700 в битве под Нарвой в шведский плен. Детские годы провел в Стокгольме и получил начальное образование под руководством отца. После возвращения отца из плена с 1718 учился в кадетском корпусе в Копенгагене, а в 1726–1728 – в Париже, где служил секретарем русского посла во Франции кн. В. Л. Долгорукого. В 1728 служил в Киеве и Москве флигель-адъютантом при отце, который стал фельдмаршалом, с 1729 – в Коллегии иностранных дел в С.-Петербурге. Часто выезжал с дипломатическими поручениями в Берлин, Вену и Париж.

При восшествии на престол Елизаветы Петровны приблизился к ее двору, благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии, жене принца Людвига Гессен-Гомбургского. В 1741 был назначен на службу ко двору голштинского герцога Петра-Ульриха, будущего императора Петра III. В Голштинии в 1744 познакомился с невестой герцога – принцессой Софией Августой Фридерикой, будущей императрицей Екатериной II, с матерью которой, герцогиней Иоанной Елизаветой Ангальт-Цербстской, был знаком с юных лет (это породило устойчивую легенду о том, что Екатерина является его дочерью). В 1747, вследствие дворцовых интриг, был уволен со службы в чине генерал-майора и надолго отправился за границу. В Париже, благодаря исключительной образованности и вкусу, получил известность в литературной среде и вошел в круг энциклопедистов, был знаком с Вольтером, Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро (последний в 1773 будет его гостем в С.-Петербурге).

В начале 1762 был вызван Петром III в С.-Петербург и назначен начальником Канцелярии от строений. Находясь на этом посту более 30 лет, способствовал возведению ряда крупных казенных строений в С.-Петербурге, устройству гранитных набережных Невы и каналов, сооружению памятника Петру I и невской ограды Летнего сада.

С восшествием на престол летом 1762 Екатерины II стал ее личным секретарем (до 1779), одним из ее ближайших советчиков и сподвижников, пользовался ее исключительным доверием и имел беспрепятственный доступ в ее дворец. С 1766 – действительный тайный советник.

В 1763 разработал и представил императрице «Генеральный план Воспитательного для приносимых детей дома и госпиталя для бедных родительниц в Москве», в соответствии с которым предполагалось создание в России системы новых закрытых учебно-воспитательных заведений, призванных полностью обеспечить процесс воспитания и образования брошенных детей и сирот. В этом плане отразились созвучные духу времени просветительские идеи воспитания «нового человека», людей, так называемого третьего сословия: «купцов, художников, торговщиков и фабрикантов». «Материалом» для осуществления идеи должны были стать дети, приносимые в Воспитательный дом и другие подобные учреждения. По замыслу основателя такая система воспитания должна была надежно обеспечиваться государственным финансированием, контролем и опекунством в соединении с частной благотворительностью. Генеральный план был утвержден высочайшим указом 1 сентября 1763, Московский воспитательный дом был открыт в следующем году, а в 1772 по его образцу открылся и С.-Петербургский воспитательный дом.

В качестве главного попечителя бессменно возглавлял учрежденный в 1763 Опекунский совет, в ведение которого входили Воспитательные дома (сохранял за собой этот пост до конца дней, хотя фактически отошел от дел по болезни в 1790). В 1772 выступил инициатором создания при Воспитательных домах финансовых учреждений социальной направленности: Вдовьей казны, Сохранной казны и Ссудной казны.

С 1763 был президентом Императорской Академии художеств, при которой по его проекту было создано Воспитательное училище. На этом посту многое сделал для развития художественного образования: участвовал в подготовке «Устава Императорской Академии трех знатнейших художеств», согласно которому художники выводились из податного сословия, освобождались от любых налогов и получали свободу от выполнения каких-либо государственных обязанностей (принят высочайшим указом от 4 ноября 1764), содействовал постройке нового здания Академии художеств и учреждению в ней Музея.

В 1764 стал инициатором создания Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института благородных девиц) – первого в России закрытого женского учебного заведения для дворянок, дававшего лучшее по тем временам образование. Под его руководством было создано подобное заведение в Москве (Екатерининское училище). В 1765 стал шефом Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в С.-Петербурге, для которого составил новый устав. В 1772 по его плану на средства купца Прокофия Демидова в Москве было учреждено первое не только в России, но и в Европе, Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей (в 1799 по указу императрицы Марии Федоровны переведено в С.-Петербург).

Все свои реформы в воспитательной сфере стремился сделать достоянием общественности, публикуя сборники постановлений и проектов, а также рассуждения по проблемам воспитания. Вплоть до начала 1790-х все вновь открытые и реорганизованные учебные заведения фактически были объединены под его руководством.

Будучи весьма богатым человеком, щедро тратил собственные деньги на учрежденные и опекаемые им заведения, не дожидаясь поступлений средств из казны. За заслуги на государственной службе был награжден орденами Александра Невского, св. Владимира (один из первых кавалеров) и Андрея Первозванного. В 1778 Сенат отметил его 75-летие, поднеся большую золотую медаль с надписью «За любовь к Отечеству».

Жил в собственном доме на Дворцовой наб., 2. Вел уединенный образ жизни, избегая публичных развлечений, хотя устраивал в своем доме приемы для выпускников опекаемых им заведений. Собрал обширную коллекцию произведений западноевропейского искусства, в том числе, около 6 000 рисунков старых мастеров (в 1768 они были приобретены для Музея Академии художеств, а ныне хранятся в собрании Эрмитажа).

В последние годы жизни постепенно терял рассудок и почти ослеп. На смерть Г. Р. Державин откликнулся стихотворением «На кончину благотворителя», первая строка которого – «Луч милости был, Бецкой, ты» – украшает его надгробие в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры. В 1868 во дворе С.-Петербургского воспитательного дома (наб. Мойки, 52) был установлен его бюст (скульптор А. П. Лаверецкий; увеличенная копия с оригинала Я. И. Земельгака, 1803); его бронзовая фигура помещена на памятнике императрице Екатерине II в С.-Петербурге и на фризе памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.


Соч.: Генеральное уложение о воспитании обоего пола юношества. СПб., 1764; Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества. СПб., 1764; Собрание наставлений о воспитании детей от рождения до отрочества, извлеченных из сочинений Локка, Монтеня и других. СПб., 1766; План коммерческого воспитательного училища. СПб., 1772; Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. СПб., 1774; Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. В 3-х ч. СПб., 1789–1791.


Лит.: Пятковский А. П. С.-Петербургский воспитательный дом под управлением И. И. Бецкого: Историческое исследование по архивным источникам. [СПб., 1875]; Майков П. М. И. И. Бецкой. Опыт его биографии. СПб., 1904; Лаппо-Данилевский А. С. И. И. Бецкой и его система воспитания. СПб., 1904; Ерошкина А. Н. Администратор от культуры (И. И. Бецкой) // Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Великой. М., 1997; Фруменкова Т. Г. Воспитательные дома и начало светской благотворительности и общественного призрения в России в царствование Екатерины II // Благотворительность в России. 2002. СПб., 2003. С. 272-284; Фруменкова Т. Г. Формирование механизма руководства благотворительным учреждением на примере Петербургского воспитательного дома в царствование Екатерины II // Благотворительность в России. 2004/2005. СПб., 2005. С. 67-79.

Источник