f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ЖЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕМЕСЛЕННОГО ТРУДА

Текст

Объединение великосветских дам, увлеченных искусством, а также идеями женской солидарности и благотворительности. Учредителями общества стали жена генерал-майора свиты и руководительница Практической школы женских рукоделий М. И. Аргамакова, баронесса Х. Я. Гревениц, а также члены Первого дамского художественного кружка А. П. Вохина, М. П. Вохина, М. С. Мельникова, О. П. Рикман и Т. Б. Семечкина (урожд. Данзас).

В соответствии с уставом, утвержденным 3 сент. 1892, цель общества заключалась «а) в содействии усовершенствованию женского издельного труда в отношении вкуса, отчетливости исполнения, изящества и доброкачественности изделий; б) в увеличении прибыльности и производительности издельного труда; в) в приискании работницам занятий и указание им новых отраслей применения женского труда; г) в облегчении сбыта готовых изделий и в указании новых рынков сбыта; д) в оказании материального воспособления труженицам, впавшим в нужду». Общество состояло при ведомстве Министерства финансов по департаменту Торговли и мануфактур и находилось под покровительством принцессы Евгении Ольденбургской. При учреждении оно получило единовременное пособие в 3000 рублей из Государственного казначейства, а в дальнейшем – ежегодную субсидию.

Общество состояло из действительных членов, членов-сотрудников (мастериц) и членов-соревнователей (владельцев мастерских женских рукоделий, заведующих женскими профессиональными школами, художников, педагогов и благотворителей). Действительными членами и членами-сотрудниками общества могли быть только женщины (годовой членский взнос для них составлял соответственно 6 руб. и 3 руб.). К 1894 общество объединяло 160 членов. В разные годы в их число входили Е. И. Арутинова, А. Э. Блашен, А. П. Бок, Е. А. Буре, Е. Г. фон Валь, С. Ф. Винклер, А. В. Вознесенская, О. А. Гартман, Е. Ф. Глинка, О. Н. Гольман, С. И. Гончарова, Е. Д. Данилова, Е. Ф. Жохова, Е. В. Ловягина, Н. И. Назимова, Н. Н. Пане, А. И. Ризникова, М. Н. Римская-Корсакова, Ю. К. Рихтер, бар. М. О. Розен, А. В. Сабанеева, О. А. Соколова, А. К. Стопе, А. С. Тургенева, А. К. Филиппеус, А. П. Чепыжникова, К. Л. Шаф, М. А. Шаф, И. Ф. Шильдкнехт, Л. А. Штрам, О. А. Шутова и др. В числе членов-соревнователей общества были художник-акварелист академик М. Я. Виллие и недавно вступивший в должность петербургского градоначальника генерал В. В. фон Валь. В конце 1890-х почетными членами общества были избраны городской голова В. А. Ратьков-Рожнов и сенатор А. А. Мельников. Эмблемой общества стало изображение палитры и прялки. Правление последовательно возглавляли М. И. Аргамакова (1892–1901), Н. Т. Корибут-Дашкевич (1901–1904), С. С. Абаза (1905–1906) и Л. М. Кладо (1908–1914). Первые собрания правления проходили в доме Аргамаковой (Владимирский пр., 18).

16 марта 1894 в присутствии принц. Е. М. Ольденбургской, министра финансов гр. С. Ю. Витте и министра государственных имуществ А. С. Ермолова на Невском проспекте, 59 был торжественно открыт магазин общества. Позже обществом был организован склад-базар для постоянной выставки и продажи художественных изделий, учреждено специальное «Посредническое бюро» по продаже работ и «комиссионерство» в Павловске. При обществе имелась библиотека, включавшая издания и руководства по различным видам прикладного искусства (располагались в здании ОПХ со стороны набережной Мойки, 83). Работали курсы прикладного художественного труда и женских рукоделий, на которых одновременно обучалось от 10 до 20 женщин. Проводились конкурсы, лотереи и аукционы для сбора средств на благотворительные нужды и на проведение совместных вечеров – «дамских пятниц».

Общество ежегодно устраивало выставки (чаще всего в залах ОПХ, в 1906 – на Большой Морской, 26), на которых экспонировались живопись, роспись по фарфору, дереву и шелку, кружева, золотое и серебряное шитье, художественное выжигание и проч. Наряду с членами общества в них участвовали профессиональные художницы: скульптор М. Л. Диллон, живописец и график Е. С. Зарудная-Кавос, многие члены Первого дамского художественного кружка, ученицы Практической школы женских рукоделий Аргамаковой и сотрудницы мастерской художницы Л. Ф. Савич, а также ученицы провинциальных кустарных школ. Особый успех имела выставка, состоявшаяся в 1909, участницы которой получили 45 наград Министерства финансов (комиссию по премиям возглавлял художник-акварелист академик Альб. Н. Бенуа).

Деятельность общества пришлось прекратить осенью 1914 из-за недостатка денежных средств, т.к. в военное время ежегодные правительственные субсидии были отменены.


Лит.: Каталог-памятка художественно-декоративной выставки, устроенной С.-Петербургским Обществом поощрения женского художественно-ремесленного труда. 14 ноября – 6 декабря 1909. СПб., 1909; Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений России и СССР. 1820–1932. СПб., 1992. С. 257-258.


О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин

Предметные ссылки

Имя предмета
ПЕРВЫЙ ДАМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК
Источник