f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Убежище для престарелых сценических деятелей. Группа ветеранов сцены у здания убежища.  1900-е. Фотоателье К. К. Буллы. ЦГАКФФДУбежище для престарелых сценических деятелей. Группа ветеранов сцены у здания убежища. 1907. Фотоателье К. К. Буллы. ЦГАКФФДУбежище для престарелых сценических деятелей. Ф.И. Шаляпин в гостях у ветеранов сцены. 1910-1914. Фотоателье К. К. Буллы. ЦГАКФФДМ.Г. Савина. 1899
Наименование

УБЕЖИЩЕ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ В ПАМЯТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

Текст

Убежище было открыто 20 октября 1895 по инициативе актрисы М. Г. Савиной и ее будущего мужа – главы Совета и вице-президента Императорского Русского театрального общества (ИРТО), миллионера А. Е. Молчанова. Находилось в ведении ИРТО. Савина стала бессменной попечительницей заведения. Первоначально оно располагалось в доме ИРТО на Кирочной ул., 25, где призревалось всего пять человек, затем, до 1902 – на Николаевской ул. (ныне ул. Марата), 31. С момента основания убежище с высочайшего соизволения получило право именоваться «в память Императора Александра III», а из собственных сумм Кабинета Его Императорского Величества на его расширение и содержание ежегодно в фонд ИРТО перечислялось 5 000 рублей.

В апреле 1896 по инициативе председателя ИРТО вел. кн. Сергея Михайловича из Придворного ведомства «на расширение убежища и содержание в нем престарелых и больных сценических деятелей, оказавших услуги русскому театру» был передан в бесплатное пользование участок земли площадью 1200 кв. сажень (около 5 500 кв. м) с деревянным дачным домом и садом на Петровском острове (Петровский пр., 13). Тогда же сюда въехали первые 10 женщин и 4 мужчин. В 1902 земельный участок был увеличен на 308 кв. сажень, переданных ИРТО в аренду.

9 июля 1902 открылся новый, каменный корпус убежища, получивший неофициальное название «Савинский». Проект здания выполнил архитектор М. Ф. Гейслер. Фасад его был выполнен в романо-ренессансных формах; по сторонам высокого центрального объема домовой церкви свт. Николая Чудотворца на 600 человек, увенчанной четырехгранным шатром и золоченой главкой, простирались боковые двухэтажные крылья с многочисленными угловыми башенками, установленными по углам ризалитов, и декоративными решетками кровли. Церковь, освященная 11 февраля 1906, отличалась богатым убранством; утварь для нее подарила М. Г. Савина, часто приезжавшая сюда на богослужения (в 1915 она была похоронена под алтарем храма, а в 1922 рядом с ней похоронили А. Е. Молчанова; обе могилы в советское время были перенесены ближе к берегу Малой Невки). В 1907 был расширен и надстроен вторым этажом деревянный корпус, где разместился приют для сирот и неимущих детей сценических деятелей.

Убежище продолжало действовать и в советское время. В 1930 домовладение на Петровском пр., включавшее все здания убежища, было национализировано, закреплено за Русским театральным обществом (с 1947 – Всероссийское театральное общество) и передано ему в бесплатное пользование для содержания в нем «Убежища для престарелых работников сцены и приюта для сирот работников сцены». Тогда же была ликвидирована домовая церковь, а здание «Савинского корпуса» перестроено в духе сталинского классицизма. В настоящее время здесь располагаются корпуса Дома ветеранов сцены.


В. В. Сомина

Источник